Когда душа отделяется от тела
Энтузиасты криоконсервации, такие, как доктор Артур Грэбл, настолько уверены в живучести души, что готовы отправить ее в либмо (преддверие ада), где она будет дожидаться своего часа: наука достигнет со временем небывалых высот, тела замороженных людей снова станут пригодны для выполнения жизненных функций, и все вернется на круги своя.
Криоконсервация - наука настолько сомнительная, что успешное развитие ее зависит от целого ряда обстоятельств. В состоянии ли душа пережить смерть тела? И сможет ли она вновь вернуться в тело?
Сумеют ли ученые 'привести в порядок' тела умерших? И снова оживить их? Или они способом клонирования будут создавать новые мелкие душонки, вроде доктора Грэбла, который готов встретить далекое будущее в новом 'нейрокачестве' (имеется в виду, что от самого мистера Грэбла останется лишь какой-то участок мозга или его клетка, ответственная за генетическую память).
Сторонники криоконсервации часто ссылаются на эксперименты с хомяками и собаками, во время которых тела животных охлаждали до температуры чуть выше точки замерзания, откачивали кровь и заменяли ее глицериновым раствором, предотвращающим распад клеток при низких температурах. В таком состоянии животные содержались достаточно Долго. В конце концов их успешно возвращали к жизни. И хотя это никак не подтверждает теорию о воскрешении человека (все животные, оказавшиеся в морозильной камере, были абсолютно здоровы и полны жизни), возникает ряд вопросов.
Какое-то время тела животных были безжизненны - насколько нам известно о природе смерти, мозг животных оказался не просто 'выключен', а отделен от тела. Когда же тела вернули к жизни, вернулись и их 'души'. Но что происходило в промежутке между этими двумя событиями? И, самое главное, как мы можем быть уверенными, что 'души' оживленных животных остались теми же, что и раньше?
Все это конечно же шутка. А впрочем, может, и нет. Идея о том, что тело - это некий предмет, который можно 'позаимствовать', которым можно управлять и которым может воспользоваться еще кто-то помимо его законного владельца, - столь же древняя, как сама жизнь. Она существует во всех религиозных конфессиях и системах верования и близка не только фантастам, но и простым смертным.
Во многих древних культурах концепция разделения души и тела имела две категории, 'хорошую' и 'плохую', и, хотя религиозные воззрения, принятые в большинстве западных цивилизаций, не имеют никаких общих точек с данной концепцией, наша позиция в этом вопросе достаточно определенная - надо сказать, что прежде всего мы реагируем на форму этого процесса, остальное нас заботит гораздо меньше. Когда в фильме 'Привидение' героиня актрисы Вупи Голдберг одалживает свое тело Патрику Суэйзи, чтобы он мог последний раз прикоснуться к своей жене, которую играет Деми Мур, зрители едва не падают в обморок от неожиданности. Но мысль о том, что Уоррен Дюпре может заставить Джека Уиллиса войти в мертвое тело и в таком качестве принять участие в 'загробной' репетиции оркестра, представляется просто страшной. Примерно то же проделывает доктор Грэбл, заставляя своего несчастного двойника выполнять за него всю грязную работу.
События и понятия, четко делящиеся на белое или черное, встречаются исключительно в произведениях научной фантастики, поэтому представителей Запада в первую очередь волнует не 'плохое' и 'хорошее' разделение души и тела, а сама возможность такого разделения.
19 июля 1985 года в Индии 17-летняя девушка Сумитра была обнаружена мертвой. Обезумевшая от горя семья начала приготовления к похоронам. Когда же девушка вдруг ожила, родные вначале испытали шок, сменившийся озадаченностью и страхом, - она потребовала, чтобы ее называли Шивой, и утверждала, что ничего не помнит.
Сумитра - теперь уже Шива - говорит, что помнит лишь, как во время семейной ссоры осколок кирпича ударил ее по голове, следующим же воспоминанием было уже пробуждение в теле Сумитры.
По сообщению полиции, 22-летняя Шива умерла двумя месяцами раньше при подозрительных обстоятельствах. Ее тело было найдено на железнодорожных путях. Несмотря на серьезное ранение головы, родители девушки утверждали, что она покончила жизнь самоубийством. Тело было кремировано, и вот теперь Шива, похоже, вернулась. 'Воссоединившись' с семьей Шивы, Сумитра узнавала родственников, друзей и соседей, а также места, где 'она' бывала, свои вещи и одежду; кроме того, она блестяще выдержала сложную проверку, которую устроили ей родители Шивы. Она писала письма почерком Шивы и совершенно в ее манере - это представляется особенно странным, учитывая, что Сумитра была, по сути, неграмотной.
В Индии переселение душ (обычно в форме реинкарнации) - широко распространенное поверье, и, к великому горю семьи Сумитры, родные Шивы поверили, что это действительно их ребенок, вернувшийся с того света, и безоговорочно приняли девушку.
Такие случаи, как с Шивой и (фантастические) с агентом Уиллисом, предполагают, что некое 'незанятое' тело может стать объектом, куда вселится новая душа, - с такой же долей вероятности можно говорить о том, что возвращение человека в сознание после длительного периода клинической! смерти часто сопровождается необъяснимыми психозами! больного. И все же достаточно много таких случаев ни с чем! подобным не связано. Правда, для них характерно лишь более или менее 'временное' переселение души.
Классическим примером может быть так называемое чудо Ватсеки, которое в 1879 году описал врач Е. Винчестер Стивене из города Ватсека, штат Иллинойс. Доктор Стивене первым обследовал 14-летнюю Лерэнси Веннум. Примерно около года она страдала припадками (видимо, вследствие эпилепсии),- и вскоре у нее развилось серьезное расстройство психики: девочка утверждала, что разговаривала с самой смертью.
Введенная в гипнотический транс, Лерэнси рассказала! доктору Стивенсу, что ангел по имени Мери Рофф обещала прийти к ней и освободить от 'злых духов'. На следующий день Лерэнси сказала родным, что она и есть Мери Рофф, добавив при этом, что тоскует по дому.
Как оказалось, доктор Стивене знал реальную Мери Рофф. Почти всю свою жизнь она прожила в Ватсеке и умерла в 1865 году в возрасте восемнадцати лет. Также выяснилось, что в 1871 году семья Веннум недолго жила по соседству с Роффами.
Затем доктор Стивене совершил поступок, для со временного психиатра представляющийся по меньшей мере странным: он связался с семьей Рофф и рассказал о поведении Лерэнси. Мать Мери и ее сестра отправились с визитом к Веннумам. Они были уверены, что никогда не видели Лерэнси (а это несколько настораживало, учитывая, что они были раньше соседями), тем не менее Лерэнси сразу же узнала их, залилась слезами радости и назвала по именам, которые еще в детстве придумала для них Мери. Когда они уехали, она была безутешна, умоляя позволить ей вернуться 'домой'.
Далее события приняли такой оборот, что желание Дерэнси было выполнено: ей позволили почти три с половиной месяца жить вместе с Роффами - многочисленные воспоминания, которыми она за это время делилась с Роффами, убедили членов семьи, что эта девочка - действительно их Мери.
Все закончилось, когда в один момент 'Мери' залилась слезами и сказала миссис Рофф, что Лерэнси возвращается. Потом она в ужасе огляделась по сторонам и спросила: 'Где я? Я никогда здесь не бывала!'
Лерэнси вернулась домой, и с тех пор у нее больше никогда не было проблем с психикой, за исключением нескольких случаев, когда 'Мери внезапно возвращалась' - тогда молодая женщина наносила визит семье Рофф.
К третьей категории разделения души и тела относятся менее драматические случаи, когда личность владельца тела сохраняется, но время от времени такой человек действует под влиянием как бы 'соседа по коммуналке'.
Зимой 1907 года к профессору Джеймсу Г. Хизлопу, возглавлявшему Американское общество психиатров, обратился некий весьма застенчивый человек, золотых дел мастер, назвавшийся Фредериком Л. Томпсоном. Он рассказал, что с лета 1905 года чувствует непреодолимое желание рисовать, хотя никогда в жизни не интересовался живописью. Он оказался неплохим художником, хотя всегда чувствовал, что сюжеты рисунков и изображаемые предметы вместо него выбирает кто-то другой. Более того, он пожаловался на частые обмороки, после которых обнаруживал, что начатая работа уже закончена; при этом он не помнил, как это происходило.
Томпсон пришел к выводу, что рисует под психическим воздействием Роберта Суэйна Гиффорда, в определенных кругах хорошо известного пейзажиста, с которым Томпсон однажды встретился. В 1906 году Томпсон отправился в картинную галерею и впервые посмотрел на работы Гиффорда. Он едва не лишился дара речи, узнав, что художник умер летом прошлого года, -- именно тогда началась его странная тяга к живописи. Томпсон утверждал, что никогда не слышал никаких голосов, ничего вроде: 'Видишь этот набросок? Теперь закончи его!'
Вначале Хизлоп решил, что Томпсон - самый обычный сумасшедший, однако его художественные способности развивались, он рисовал все лучше и быстрее и даже добился определенного успеха. Некоторые специалисты сравнивали его манеру с Гиффордом.
Эти случаи очень трудно объяснить. На первый взгляд они производят впечатление сверхъестественных, однако Говард Гордон придерживается мнения, что, как правило, 'разделение души и тела' имеет психическое происхождение: 'Я убежден, что некоторые, самые неординарные случаи имеют сугубо физиологическое объяснение... Я много экспериментировал с галлюциногенами и знаю, что если мозгу дать возможность, его способности к воображению поистине безграничны'.
Рассказы из сборника автора-составителя Н. Н. Непомнящего.